Дистанционные исследования и разработки - Форумы сайта журнала ''НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ''
  
  
  Дистанционные исследования и разработки (Страница 4)

  
К списку тем К списку тем К списку тем К списку тем


Эта тема состоит из 14 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 
К списку тем
Автор Тема:   Дистанционные исследования и разработки
streamflow
Member
отправлено 30-09-2002 19:02               
0sama>Hi
Streamflow попросил заглянуть сюда, что я и делаю.

Hi
Ну вот, кто-то хотел достать Усаму с помощью многоразовых носителей, а он сам пришел


0sama>В его статье "О естественных пределах развития систем с ограниченными ресурсами" есть кое-что, с чем я не согласен - с аналогией технических систем и живых сообществ.

Замечу, что от самой первой мысли по данному направлению до опубликования этого эссе прошло меньше суток, так что здесь есть поле для возможной критики. Однако, аналогии, на мой взгляд, могут быть полезны между любыми объектами или системами. Степень полезности - это уже более тонкая материя.


0sama>Рассматривать развитие этноса, как 2 более-менее симметричные части, я думаю не стоит, т.к. в этих частях происходят принципиально разные процессы, а не просто противоположные - направление у них одно и тоже: адаптация. Только при росте этнической системы эта адаптация больше инициативная, а при спаде - менее инициативная, с постепенным угасанием инициативности (до приемлемого для существования) уровня.

Усама, тут Вы меня не поняли. Я говорил о примерной симметричности двух участков S-образной кривой, описывающей исключительно фазу подъема до начала акматической фазы (фазы насыщения, как я ее назвал для лучшего понимания участников этого форума), и то на примере развития технических систем. Л.Н. этот вопрос, кажется, вообще не рассматривал, а для анализа развития технологий это важно. А при спаде - конечно, совсем другие зависимости.


0sama>Что до техники, то она, как творение человека, просто отражает развитие интереса и инициативы людей в конкретных областях (космонавтики ли, авиации...), потому и история ее развития похожа на историю развития этнических общностей.

Тут, мне кажется, надо учитывать, что данная область техники развивается, пока существует и развивается консорция, которая и осуществляет это развитие. Так что для локального этногенеза (этногенеза консорций) развитие какой-либо области техники является, на мой взгляд, некоторым зеркалом, в котором гораздо легче найти и измерить объективные параметры, чем пресловутую пассионарность.

...

0sama>С выводом статьи в целом согласен - космонавтика, как гонка мирового престижа стран уходит в небытие, и дальнейшее развитие космонавтики возможно, как нечто другое - как гонка личных амбиций например - для этого она должна становиться дешевле и массовей (чему могут способствовать многоразовые аэрокосмические носители).

OK

hcube2000
unregistered
отправлено 30-09-2002 20:17              
Мне все-таки, кажется, что освоение космоса будет все-таки производиться не на коммерческой основе. То есть на коммерческой тоже - всякие сверхчистые вакцины, протеиновые вирусные кристаллы, сверхчистые и сверхаморфные материалы... но повторюсь, стоимость такого материала должны быть астрономической. Шаттл, а он - самый эффективный по доставке с орбиты - может спустить 20 тонн за 200 мегабаксов. Если использовать Союз-Т в беспилотном варианте - то это 1 тонна за 10 мегабаксов. Баш на баш. То есть это 100$ за грамм полученной продукции чисто за транспортировку - то есть предельная себестоимость в больших (десятки тонн) партиях. Предположим (а это довольно смелое предположение ;-)), что удалось снизить стоимость транспорта на порядок - по сравнению с Союзом. $10 за грамм побывавший на LEO и возвращенный обратно.

Вот мне и интересно - что это такое может быть. Я так понимаю, что это должно быть нечто, чему в принципе нет аналога земного производства. На орбите есть две вещи, невоспроизводимые в земных условиях - отсутсвие вибраций и длительная невесомость. В основном - второе.

Старый
Member
отправлено 30-09-2002 21:47               
Да, блин, Вэйд местами потрясает...

Старый
Member
отправлено 30-09-2002 22:18               
quote:
Изначально отправлено streamflow:

Из этого краткого экскурса следует, что единственный способ преодолеть застой отрасли промышленности – это заменить ее на близкого к ней конкурента, который бы помог решить новыми способами новые задачи, или резко облегчил и удешевил решение старых задач. Единственным на данный момент таким перспективным конкурентом–родственником, как одноразовой космонавтике, так и реактивной авиации являются, на мой взгляд, многоразовые аэрокосмические носители. Только они, объединив лучшие качества обеих технологий, способны дать новый импульс их развитию, а человечеству открыть реальный эффективный доступ в космос.

Угу. Вот он главный момент. Единственный способ - это заметить на близкого к ней конкурента.
Достигли предела паруса. Близкий конкурент - вёсла. Заменили на вёсла? Нет, на паровую машину.
Достигла предела паровая машина. Заменили на паруса? Нет, на турбину.
Достигли предела дирижабли. Лечили их воздушными шарами? Нет, авиацией. Достигла предела винтовая авиация. Лечили её дирижаблями? Нет, авиацией реактивной.
Мораль: Нигде не удавалось преодолеть застой путём внедрения научно-технических принципов, уже приведших ранее к засою другую отрасль. Везде застой преодолевался путём перехода на новый научно-технический уровень. Вы же для преодоления застоя в космонавтике предлагаете применить научно-технические решения, которые незадолго до этого уже завели в тупик авиацию. Чувствуете? Скрещивать самолёт с ракетой это то же, что для преодоления застоя в авиации скрещивать самолёт с дирижаблем. (кстати, вы знаете, что полно сторонников такого решения, и имелись даже реальные попытки соединить дирижабль с вертолётом?) Уж извините за пошлость, можно ли преодолеть застой в автомобилестроении путём "объединения всего лучшего" из автомобилестроения и его конкурента - гужевого транспорта?
Так что извините. Способ выхода из застоя путём внедрения решений, уже приведших к застою другую отрасль не кажется убедительным. Приведённые примеры показывают, что к развитию ведёт иной путь.
Примечательно, что рассматривая развитие, застой и деградацию как технических направлений так и биологических структур, вы ничего не сказали о причинах таковых явлений. А ведь без понимания причин трудно найти правильное решение. Есть такое имхо, что не тех философов вы изучаете, Гумилёва например. (это только моё личное мнение, я его вам не навязываю) Есть другие философы, разработавшие науку о развитии, о его причинах и формах. Называется "диалектика". Чтото мне так кажется, что не овладев ею как следует многие надеются осуществить развитие путём внедрения извлечённого со свалки истории старого хлама. Нет, не только в технике но и в развитии общества.

0sama
unregistered
отправлено 30-09-2002 22:21              
streamflow & all

А не осталось ли у кого хотя бы в кеше дискуссионной доски с гумилевицы со временем после 29.09.2002 12:13:19 (можно использовать как подстроку для поиска файла в кеше)?
Мне интересно, что же такого мне понаписали в ответ, что все у них сломалось.
Если у у кого найдется эта страничка - зашлите ее мне на емейл.

Старый
Member
отправлено 30-09-2002 22:26               
Ну, все поняли, о чём я тут бредил? Философский вопрос: каким образом преодолевается застой в технике? Два варианта ответа:
1. Путём внедрения научно-технических принципов, уже отживших своё в других отраслях техники.
2. Путём внедрения новых, ранее не применявшихся научно-технических принципов.

фюнт
Junior Member
отправлено 30-09-2002 23:36               
Не думаю что в «застое» виноват капитализм, как и социализм, как и тоталитарные режи-мы. Скорей отсутствие «второго полюса» убило соревновательность, что и послужило причиной «застоя». Была бы реальная опасность для гегемонии США на планете, нашлись бы и деньги и идеи.
***
Пока готовил письмо, Старый написал своё, прошу не засчитывать мой пример за плагиат.
***
Но причина застоя в космонавтике, авиации, автомобилестроении и в прочих отраслях в «пределах роста». Человечество во многих отраслях упёрлось в тупик. Из двигателя внутреннего сгорания выжато почти всё и значительно увеличить его КПД уже невозможно. Также (по-видимому) как и у турбореактивного двигателя и у реактивного двигателя на обычных видах топ-лива. Из них взято почти всё, осталось только «вылизывать».
Пример – мореплавание. Развитие этого транспорта проходило тысячелетиями, не ахти как вписываясь в схемы, даже такую симпатичную, как предложенная streamflow. Многие века проис-ходила доработка паруса, разработка его видов и методов применения. В конце концов из этого типа движителя было выжато всё что можно и он достиг идеала. Однако некий, зловредный анг-личанишка придумал пароход и «Катти Сарк» отправили на вечную стоянку, каким бы хорошим не был этот клипер. В действие вступил его величество УГОЛЬ. Уголь не протянул долго, уступив место теплоходам с энтузиазмом пожиравшим нефть. Теперь же есть корабли, плывущие с помо-щью ядерных реакторов. Но всё больше людей летают на самолётах. Прогресс, так его и этак.
***
Давайте предполагать.
Что может разительно продвинуть нас в освоении космического пространства.
1. Применение старых идей в новом качестве. «Космический лифт» при больших первоначальных затратах удешевит вывод грузов на околоземную орбиту (из со-общений ясно что эта идея вполне может быть осуществлена в обозримом буду-щем) но не решит проблему дальних полётов. Аналог: - тоннель под Ла-Маншем, мосты между островами.
2. Открытие нового вида энергоносителя. Топлива или чего угодно другого, что спо-собно совершать работу по перемещению полезного груза на некое расстояние. Химические реакции себя исчерпали – не так ли? Аналоги в мореходстве: - парус – уголь – нефть – ядерные реакции.
3. Новый тип движителя. Тут мы уже вступаем в область обласканную писателями-фантастами. Ионные двигатели, космические паруса и т.д. и т.п. Но! Смотри пункт первый, без энергоносителя нового типа это вряд ли возможно. Аналог: - корабль – самолёт.
4. Новый тип перемещения. Тут уже чистая фантастика. 0-траспортировка, времен-ные сдвиги, сверхсветовые скорости и прочая и прочая. До этого далече.
***
Вывод, пока фундаментальная наука не совершит очередной прорыв остается только ждать. А она, наука сама в застое, что признаётся на самых авторитетных уровнях. Алфёровская нобелев-ская премия подтверждает.
Будет прорыв – будем летать.
А пока то, что человечеству насущно нужно достигнуто, околоземное пространство освое-но на достаточно необходимом уровне, и пока жареный петух не клюнет…
Та же БЛЖ, или любая другая угроза.
Или вызов.
P.S. Китайцы завтра слетают к Тау Кита, то-то стимул будет.

hcube2000
unregistered
отправлено 30-09-2002 23:55              
IMHO есть три возможности 'подтолкнуть' 'ближнюю' космонавтику. И два из них - ракетные.

Первый - это тяжелый полностью многоразовый носитель на чистом топливе. Модель СЛ. Стартовый вес 2000 тонн, на 7 бустеров. Центральный снабжен тяжелой теплозащитой. Взлетает, выводит 50 тонн на LEO, садится. Предельное развитие современной ракетной технологии. Минимум технического риска.

Второй - это ядероная ракета. Большой бак с водородом, ядерный кипятильник. Стартовый вес - 700-900 тонн. Взлетает, выводит на LEO 50 тонн, садится. Взлетает с какого-нибудь бывшего ядерного полигона. Средний технический риск, в основном - на разработку кипятильника. Поскольку и ТНА, и камера на водород давно отработаны.

И третий - это АКС 'Поток'. Две ступени, одна - навороченый разгонщик, вторая аналогична VS или центральному бустеру из пункта 1. Стартовый вес - 500 тонн, ПН на LEO - те же 50 тонн. В отношении VS технический риск, опять же, минимален, в отношении разгонщика - сложно сказать. До 3 М все точно нормально ;-). Я готов поверить Потоку и принять, что до 6 М все тоже будет нормально. Но дальше - лес темный.

Прошу аргументированно возражать. Только не надо возражать в стиле 'ракеты - сакс!' ;-). Так или иначе - а вне атмосферы летать можно только на ракетах, а в атмосфере по понятным причинам орбитальный полет не получится ;-).

Старый
Member
отправлено 01-10-2002 08:38               
Фюнту.
От, блин! Хотел подвести плавно, а вы меня опередили! (шутка)
Всё правильно. Научно-технические принципы, на которых построена современная авиация и космонавтика полностью себя исчерпали. Воздушно-реактивный и химический ракетный двигатели достигли предела своих возможностей, дальнейшее развитие на их основе невозможно. В таких условиях объеинение этих типов техники будет означать объединение недостатков, но отнюдь не объединение достоинств.
Дальнейшее развите возможно исключительно на пути внедрения совершенно новых научно-технических принципов. Лифт - один из них. Но мне почемуто кажется, что это не пойдёт. Тут вы очень верно отметили второй путь: новые энергоносители. Я уверен, что дальнейшее развитие мореплавания по космосу связано с новыми типами энергоносителей, которые позволят запасать на борту аппарата больше энергии, чем современные химические топлива. Фигурально выражаясь вашими словами (по аналогии с мореплаванием) для комонавтики нужно не соединять паруса с вёслами, а искать его величество УГОЛЬ.

streamflow
Member
отправлено 01-10-2002 09:50               
0sama>streamflow & all

А не осталось ли у кого хотя бы в кеше дискуссионной доски с гумилевицы со временем после 29.09.2002 12:13:19 (можно использовать как подстроку для поиска файла в кеше)?
Мне интересно, что же такого мне понаписали в ответ, что все у них сломалось.
Если у кого найдется эта страничка - зашлите ее мне на емейл.


Я ее вообще не видел, да, я думаю, и все здешние обитатели, кроме, быть может, Фюнта.

streamflow
Member
отправлено 01-10-2002 10:27               
Старый>Фигурально выражаясь вашими словами (по аналогии с мореплаванием) для космонавтики нужно не соединять паруса с вёслами, а искать его величество УГОЛЬ.


Старому, кубу2000, Фюнту:
Вы пишите правильно, однако хочу заметить:

1. Не путайте современную дозвуковую авиацию на керосине с гиперзвуковой на водороде, а синерджет и скрэмджет с ТРД. Это - две разные авиации, и скрэмджет - именно принципиально новое решение, которое сейчас, наконец, вроде бы начали серьезно отрабатывать. И создание аэрокосмических носителей - это не скрещивание автомобилей с лошадьми, а автомобилей, скажем, с топливными элементами. Это вы (Старый, hcube2000 и Лазутченко) скрещивали лошадей с крокодилами на одном из топиков и летали на Ту-160 на Махе 10 полтора - два месяца назад. А сейчас, вдруг, о научном прорыве заговорили. Знаете, кого вы мне напомнили, - академика Свищева. Это его типичная тактика: рассчитывая на короткую память, периодически изрекать взаимно противоположные утверждения. Только у меня, джентльмены, память длинная.

2. "Его величество УГОЛЬ", он же новый энергоноситель - это ВОДОРОД (по моему скромному мнению).

3. О лифте будем говорить, когда он будет проработан хотя бы так же как SL. Нет таких материалов, из которых можно сделать его трос, и не будет. Если же, все-таки, они появятся, то я сделаю из них аэрокосмический носитель - пушинку. Кто имеет противоположное мнение - расчеты на стол! Красивые и умные слова, за которыми в реальности нет ничего, мне надоели.


Персонально Старому.
Старый>Философский вопрос: каким образом преодолевается застой в технике? Два варианта ответа:
1. Путём внедрения научно-технических принципов, уже отживших своё в других отраслях техники.
2. Путём внедрения новых, ранее не применявшихся научно-технических принципов.

То-то Ваш Ан-26 (или как там его) рассекает небо на отжившем свое скрэме.


Персонально Фюнту.
Фюнт>Вывод: пока фундаментальная наука не совершит очередной прорыв остается только ждать....
Будет прорыв – будем летать.

Вы посидите, подождите, а мы пока полетаем.

2all:
Джентльмены, исходная тема этого топика, как я вижу, благополучно забыта. Считать ли это вашим окончательным ответом на мое предложение?

RDA
Member
отправлено 01-10-2002 10:29               
streamflow> А что значит компенсировать, и зачем это делать?
А это значит, что сохранив на прежнем уровне или незначительно увеличив грузопоток, при резком снижении стоимости доставки ПН, столь же резко снизится и прибыль от этого занятия. Так что "технический прогресс" с коммерческой точки зрения может быть вредным. Тогда с какой стати корпорациям заниматься подобными разработками?
Чтобы этого не произошло, объемы грузопотока должны многократно превосходить сегодняшний уровень. Вот и получается, что создание АКС без цели, не требующей резкого увеличения объемов грузопотока, становится самоцелью. И вместо обещанной панацеи, станет очередным "пшиком".

streamflow>Производства, использующие невесомость, вакуум, возможность неограниченного по земным масштабам наращивания энергии без угрозы перегрева Земли, безграничные пространства космоса (есть куда спрятать то, что очень не хочется держать при себе), ресурсы других небесных тел. Без дешевого доступа на низкую околоземную орбиту ничего этого быть не может. Это – первый шаг, вернее второй после того, который уже сделан.
Это все общие фразы. Как вы прекрасно знаете, первый шаг был сделан совсем не бесцельно. Цель была четкая и ясная - доставка спецБЧ "на голову" противнику. Если вы предлагаете производство, то чего именно и в каком объеме? Космонавтика и аэрокосмический транспорт в частности - не более чем инструмент для достижения заранее известных целей. От выбора цели зависит и назначение "инструмента". А не действовать наоборот, изготовив "инструмент" - пытаться искать ему применение.

streamflow
Member
отправлено 01-10-2002 10:41               
hcube2000>IMHO есть три возможности 'подтолкнуть' 'ближнюю' космонавтику. И два из них - ракетные...

На мой взгляд, Вы движетесь в правильном направлении. Однако:

1. Дистанционная группа исследователей докажет (я, практически, в этом уверен на основе своих прежних работ), что первый путь - гораздо дороже, чем третий. Впрочем, всех, кто возражает против этого утверждения - милости просим, проводите свои исследования в рамках общей программы.

2. Стоимость второго пути неизвестна, и он не подходит по целому комплексу технических, экономических, социально-политических и психологических причин.

3. Аргументировано возражать можно только в рамках работ дистанционной группы, иначе получается просто пустая болтовня.

streamflow
Member
отправлено 01-10-2002 10:55               
streamflow>>А что значит компенсировать, и зачем это делать?

RDA> А это значит, что сохранив на прежнем уровне или незначительно увеличив грузопоток, при резком снижении стоимости доставки ПН, столь же резко снизится и прибыль от этого занятия. Так что "технический прогресс" с коммерческой точки зрения может быть вредным. Тогда с какой стати корпорациям заниматься подобными разработками?

RDA, не путайте валовой доход с прибылью. Есть такое понятие, как издержки.


streamflow>>Производства, использующие невесомость, вакуум, возможность неограниченного по земным масштабам наращивания энергии без угрозы перегрева Земли, безграничные пространства космоса (есть куда спрятать то, что очень не хочется держать при себе), ресурсы других небесных тел. Без дешевого доступа на низкую околоземную орбиту ничего этого быть не может. Это – первый шаг, вернее второй после того, который уже сделан.

RDA>Это все общие фразы.

У Вас учусь


RDA>Если вы предлагаете производство, то чего именно и в каком объеме? Космонавтика и аэрокосмический транспорт в частности - не более чем инструмент для достижения заранее известных целей...

На это я уже говорил: "не путайте себя" (и меня тоже) "с И.В. Сталиным ... и обращаетесь в NASA" или в американскую администрацию, или хотя бы посмотрите соответствующие сайты.

hcube2000
unregistered
отправлено 01-10-2002 12:03              
А почему бы японцам или французам не перейти на 'экологически чистую' традиционную, неядерную энергетику? Вот ведь идиоты - более 50% энергии вырабатывают на ядерных станциях!

Реально - твердофазный ядерный двигатель - это ЧИСТЫЙ двигатель. В нем нет принципиальной необходимости вводить в прямой контакт ядерное топливо и рабочее тело. Только теплопередача через несущую стенку. Водород же нейтронный поток от реактора даже если и поглощает - то превращается при этом в дейтерий, который, в общем, не радиоактивен. Нейтроный же поток в конструкции старта можно и нужно блокировать радиационными экранами, к примеру - водичкой ;-), и неактивируемыми материалами. В конце-концов, можно массово производить опорную конструкцию 'старта' - одноразовую. Вывезти ее в степь, установить на ней носитель, а потом, после старта, эти 20-30 тонн железа лет на 20 поместить в отстойник. Наконец, стартовать можно на водородных ТРД, а на ракетную тягу переходить уже в атмосфере. Мне кажется, проблем тут не больше, чем при разработке скрамджета.


Эта тема состоит из 14 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

Вернуться к списку тем

К списку тем
 

Сайт управляется системой uCoz