Автор
|
Тема: ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ
|
streamflow Member
|
отправлено 03-03-2003 10:50
Могу сказать только, что, если гиперзвуковой поток обтекает сложную структуру, состоящую более чем из одного элемента, то при взаимодействии скачков уплотнения от этих элементов между собой, а также с пограничным слоем на их поверхности, локально могут возникать тепловые потоки, в несколько раз (в некоторых случаях - раз в 30) превышающие максимальный тепловой поток в точке торможения. И там уж прогорит все.
|
van Member
|
отправлено 03-03-2003 16:53
Как я понимаю, при посадках Колумбии несколько раз отмечался более ранний, чем обычно, переход от laminar к turbulent характеру обтекания крыла (причем именно левого). Normally the shuttle's wings transition from laminar to turbulent flow at 1,200 seconds into re-entry.Более ранний переход влечет за собой повышение тепловой нагрузки на крыло и увеличение сопротивления потоку. Возможно это как-то повлияло и на судьбу STA-107.
|
streamflow Member
|
отправлено 03-03-2003 18:25
БОльшая шероховатость поверхности, а также различные выступы и препятствия проводят к турбулизации пограничного слоя.
|
Tiger Member
|
отправлено 03-03-2003 19:27
В связи со всем вышеизложенным так и хочется подумать, что по "Колумбии" сдуру ошибочно долбанули из какой-нибудь экспериментальной лазерной пушки, которую планируется использовать для перехвата ракетных боеголовок на этапе входа в атмосферу. Чушь, конечно. Но кое-что объясняет.
|
Старый Member
|
отправлено 03-03-2003 22:02
Вот ведь, а! Оказывается как и с Челенджером, это всё не в первый раз, все всё знали и чегото ждали, и дождались!
|
Старый Member
|
отправлено 03-03-2003 22:57
Всё ж таки в эту версию, что Колумбию и раньше "вело налево" почемуто верится легко и охотно. К тому ж она хорошо объясняет, почему представители НАСА плетут разную чушь, от неопознанных объектов до удара метеорита. А что, правда, что Колумбия садилась с максимальным за всю историю весом? Могло из-за этого что-ннибудь затурбулизироваться чуть сильнее?
|
V.B. unregistered
|
отправлено 04-03-2003 00:18
Van, а где вы прочли про "piece of STS-107 left wing underside, forward inboard corner of left main landing gear door"? Действительно, с этим их "of" не мудрено запутаться. Я посмотрел в словаре - у него 23 значения! То ли дело Spaceflight Now, читать приятно, никаких тебе двусмысленностей: "segment of left wing debris from an area near the ship's left main landing gear door." Нет, пожалуй, я пока подожду хоронить свою версию.А что касается того, что "плазма обтекала нижнюю часть крыла иначе, чем при нормальном режиме", эт-точно! Если уж разные шероховатости могут сильно нарушить обтекание, то что уж говорить о такой дыре! Старый>Всё ж таки в эту версию, что Колумбию и раньше "вело налево" почемуто верится легко и охотно. К тому ж она хорошо объясняет, почему представители НАСА плетут разную чушь, от неопознанных объектов до удара метеорита.> Ага! И моя тоже
|
van Member
|
отправлено 04-03-2003 09:46
quote: Изначально отправлено V.B.: Van, а где вы прочли про "piece of STS-107 left wing underside, forward inboard corner of left main landing gear door"?
На http://www.caib.us откуда, собственно, spaceflightnow это и взял. Но в выходные caib закрыл доступ к этому разделу и заморозил выдачу информации. Что касается турбулентности, то эта версия появилась еще в середине февраля и рассматривается наряду с другими.
|
van Member
|
отправлено 05-03-2003 17:38
Все запутаннее и запутаннее становится... http://spaceflightnow.com/shuttle/sts107/030304caib/1. Анализ обломков сидетельствует об участках, с которых, возможно, началось повреждения крыла: район примыкания передней кромки крыла к фюзеляжу либо район нишы левого шасси (кстати, крышку нишы, действительно пока не нашли). Обе версии считаются равноправными, но, чувствуется, что больше склоняются к проблемам с RCC на передней кромке. 2. Пневматики левого шасси, похоже, взорвались. Но взорвались уже после первой потери связи (возможно, в 25 секундный отрезок - до того как последние 2 секунды телеметрии показали отказ всех систем левого крыла). Короче, первопричина - не в этом. Почему все это началось - пока совершенно не понятно. На мой взгляд, стрелочником окажется злополучная теплоизоляция внешнего бака, ударившая по передней кромке. И оторвавшихся кусков было три (а не один) и вообще, какая-то она необычно густая была...
Виновных уволят, баки переобмажут и через год шаттлы полетят. Заранее уважаю мужество первого экипажа. Если командовать STS-114 будет Эйлин Коллинз, то я поверю в торжество феминизма... [Это сообщение редактировал van (изменено 05-03-2003).]
[Это сообщение редактировал van (изменено 11-03-2003).]
|
Saturn5 Junior Member
|
отправлено 05-03-2003 22:06
Взрыв пневматиков? Да уж, как повезёт - может разворотить нехило конструкции...
|
van Member
|
отправлено 11-03-2003 00:35
Так, похоже я в топике последний остался... Очередные новости http://spaceflightnow.com/shuttle/sts107/030309autopilot/Продолжается изучение телеметрии, полученной с Колумбии в последние секунды. Выясняется что: 1. Потеря голосовой связи в 8:59:32 и первая потеря телеметрии 8:59:37 были связаны не с техническими проблемами, а с экранированием сигнала хвостовой частью (связь шла через спутник). 2. В промежуток времени между 8:59:32 и 8:59:37 отмечались активные действия системы управления по парированию нарастающего увода влево. После 8:59:37 телеметрия пропала и появилась только в 9:00:02, чтобы еще через 2 секунды пропасть навсегда. Причиной этого кратковременного появления вероятно стала начавшаяся закрутка корабля и выход антенны из затенения. За счет буферизирования информации в компьютерах удалось восстановить кое-что из того, что происходило на борту в промежуток 8:59:37-9:00:02 8:59:46 - основной компьютер формирует аварийное сообщение "roll reference"(не знаю, как это точно перевести) 8:59:52 - формируется первое сообщение о неполадках в районе размещения левых двигателей орбитального маневрирования, в последующем эти сообщения повторяются 9:00:01 - возможно пилоты попробовали воспользоваться одной из ручек управления, но система автоматического управления при этом не была отключена 9:00:02 - появилась основная часть телеметрии. Все основные системы кроме гидравлики левого крыла работоспособны. Фюзеляж, правое крыло, вертикальный стабилизатор, маршевые двигатели, щиток - все на месте. Но нет никаких данных от левого крыла и очевидны повреждения в районе размещения левых двигателей орбитального маневрирования. Кроме того регистрируются электрические проблемы (короткие замыкания), нарастание температуры в нижней и левой частях фюзеляжа и быстрое (более 20 гр. в сек) вращение корабля по рысканью. Вероятно в 9:00:02 Колумбия оказалась неуправляема и начала кувыркаться. Видимо сразу после этого корабль развалился.
|
Mimo_shel Member
|
отправлено 11-03-2003 00:43
Вот какая мысль. Если у Колумбии всё время были проблемы именно с Левым крылом, то может есть какая-то разница между ними. Например, я помню у них были всё время проблемы с туалетом. Из него выбрасывалась вода и намерзала на корабль, его даже сушили специально в космосе - поворачивая днище к солнцу. Он случаем не слева находится, этот сброс?
|
PavelM Member
|
отправлено 11-03-2003 01:08
roll reference - крен (правый, левый) выше допустимого или активация стаблизации по крену[Это сообщение редактировал PavelM (изменено 11-03-2003).]
|
Старый Member
|
отправлено 11-03-2003 07:35
quote: Изначально отправлено van: Так, похоже я в топике последний остался...
Нет, нет, внимательно следим, не прекращайте. Как только чего интересное, сразу сюда.
|
van Member
|
отправлено 11-03-2003 23:11
Комиссия Гемана опубликовала уточненную хронологию катастрофы. На ее основе складывается такая картина постепенного разрушения:08:49:32 - штатный поворот на правый борт 08:52:05 - первые признаки нештатных аэродинамических воздействий 08:53:01 - первый явный признак нештатного момента по крену 08:53:44-48 - отделение обломка №1 08:53:46-50 - отделение обломка №2 08:53:54-58 - отделение обломка №3 08:54:00-04 - отделение обломка №4 08:54:07-11 - отделение обломка №5 08:54:35-37 - отделение обломка №6, этот и последующие 8 были ярче предыдущих 08:55:04-10 - отделение обломка №7 08:55:21-27 - отделение обломка №8 08:55:25-29 - отделение обломка №9, сопровождаемое многочисленными вторичными плазменными следами 08:55:26-30 - отделение обломка №10 08:55:36-42 - отделение обломка №11 08:55:45-49 - отделение обломка №12, сопровождаемое многочисленными вторичными плазменными следами 08:55:55-59 - отделение обломка №13 08:55:58-00 - отделение обломка №14 08:56:09-13 - отделение обломка №15 08:56:30-55 - штатный поворот на левый борт, после этого начало быстро увеличиваться количество отказавших датчиков и датчиков, показывающих рост температуры в левом крыле. Быстро нарастает сопротивление с левой стороны. 08:59:32 - последний речевой обмен 08:59:36 - отклонение по крену превысило 5 градусов, с отклонением по рысканью система пока справляется, пилотам выдано аварийное сообщение 09:00:01 - вероятная попытка задействовать ручное управление 09:00:02 - потеря ориентации, закрутка по крену со скоростью более 20 гр. в секунду (корабль до этого шел с левым креном и как бы нырнул носовой частью) 09:00:02-06 - отделение первого очень большого обломка (возможно левое крыло) 09:00:05 - окончательная потеря связи 09:00:17-22 - отделение еще двух очень больших обломков 09:00:21-25 - начало разрушения основной части корабля 09:00:30 - очевидцы наблюдают многочисленные обломки Все это свидетельствует в пользу теории о разрушении передней кромки. Пока Колумбия снижалась с правым креном поток шел немного по касательной к проблемной части крыла и вызывал отделение мелких фрагментов. Когда был выполнен левый разворот поток уперся в уже развороченную кромку и начал прожигать дыры во внутренней части крыла. Удивительно, что шаттл держался на курсе так долго. Сопротивление со стороны развороченного левого крыла превысило возможности системы управления только в 08:59:36, т.е. через ШЕСТЬ минут после начала разрушения. И только после этого у экипажа появилось сообщение об истинных проблемах. Еще через 25 секунд крыло отвалилось окончательно. А еще через 25 развалился весь корабль. От момента понимания проблемы до гибели прошло меньше минуты.
| |