15 января 2002 года
Карен Шервуд , ведущий ученый по кардиологическому эксперименту , приехала в Москву специально ради участия в полете с имитацией невесомости , который, как мы знали, должен был состояться на этой неделе. В полете планировалось получить данные о работе сердца с помощью нашего прибора Polar. Затем, в следущем полете, тот же эксперимент планировался с русским оборудованием , тем самым, что мы будем использовать на МКС. Таким образом , мы смогли бы откалибровать приборы и получить более точные результаты.
Сначала в програме тренировок было 4 полета , потом урезали до трех , и один уже был. Так что остается всего 2 , и нам нужно собрать данные в обоих , это очень важно для эксперимента по кардиологии. Программа на эту неделю предусматривала один полет во вторник , но (сюрприз-сюрприз!) на четверг назначили второй и последний полет , и у нас не будет возможности воспользоваться русским оборудованием.
Так дела обстояли в воскресенье.
В понедельник , в самую последнюю минуту русские врачи решили , что Карен не пригодна к полету . Это означает , что нам придется проводить эксперименты без ученого , который бы следил за приборами и правильностью результатов. Как всегда, совершенно непонятно ПОЧЕМУ Карен было отказано. Поздно вечером мы активно обсуждали проблему. Возникло предложение компенсировать затраты на следущий полет , если присутствие Карен по какой-либо причине вызовет отмену полета. К полуночи мы сошлишь во мнении , что Карен следует лететь. Нет , не так. Утром во вторник , когда приехал автобус до Чкаловского , представитель из Звездного по экономической части прибыл с извинениями и запретом на полет. Прекрасно , сказали мы , в таком случае Звездный должен взять на себя ответственность за сбор данных. Если по ходу эксперимента возникнут проблемы , они должны предоставить нам дополнительный полет.
Мы забрались в ледяной автобус и поехали в Чкаловский , военную базу недалеко от Звездного городка. Сюрреалистическая поездка по взлетнопосадочной полосе мимо самолетов всевозможного назначения , от крохотных тренировочных до огромных транспортных "Антоновых". Вот это видимо самолеты радиоэлектронной разведки , эти - истребители , бомбардировщики , транспортники - множество самолетов на заснеженном поле базы. Мы видели , как трактор с установленной впереди турбиной чистил полосу от снега и льда ... шумно но очень эффективно !
6.jpg (15550 bytes) После короткой остановки , чтоб забрать парашюты , мы прибыли к Ил-76. Я уже дважды проходил через это. Сначала мы проверяли , примеряли парашюты , закрепили их около запасных выходов на случай , если они потребуются нам в полете. Не совсем понятно зачем они нужны. Не уверен , что у нас будет время найти их , одеть и выпрыгнуть , особенно если возникнут проблемы. Чередование невесомости и двукратных перегрузок не идет на пользу самолету , но если пройзойдет ЧП наверное это будет катастрофой , а не мелкой поломкой ? В любом случае , думаю не помешает знать , где наши парашюты. У инструкторов веселое настроение. В полете относительно мало народу , всего 12 человек , будет где полетать.
7.jpg (10240 bytes) Мы подключили Polar . Датчик крепится на груди дополнительной лентой , индикатор убираем в карман костюма , поближе к передатчику . Не очень холодно , -1..-3 , одевать теплую поддевку было плохой идеей . Чувствуешь себя немного неуклюжим в полетном костюме. После запуска турбин салон стал заполняться теплым воздухом. Карен объясняет медикам как обращаться с Polar... куда уж проще. Так мы думали.
3.jpg (17061 bytes) Я должен описать самолет. Это большой грузовой транспортник. Внутри примерно 4.5 метра шириной , 3.5 высотой. Мы летали к Черному морю в прошлом году с микроавтобусом и спускаемым аппаратом Союза внутри. Сейчас салон пуст, все стены увешаны матрасами. Вдоль потолка ряд очень ярких ламп специально для операторов , которые записывают каждое движение для послеполетного анализа.
Перед взлетом все сидят на полу. Окон нет и трудно оценить скорость или высоту и положение на каждой стадии полета. Оно и к лучшему , непривычно видеть , что вытворяет земля в иллюминаторе , когда самолет идет по параболе.
Через полчаса после взлета мы приступаем к тренировкам. Они проходят над ненаселенной местностью (на всякий случай). Программа из 10 парабол (я уверен , НАСА делает все 40 , от такого кому угодно станет плохо). Перед каждой параболой пилот делает небольшой нырок , имитируя пониженную гравитацию , и все подпрыгивают вверх и вниз. Как будто ходишь по Луне.
Теперь немного физики. Мы не собираемся устранять гравитацию , просто на несколько секунд исчезает вес. Если выстрелить из пушки , снаряд полетит по параболической траектории . Пилот направит самолет по такой же траектории и мы будем как снаряд , летать в невесомости внутри самолета. Здорово. Так вот , чтобы повторить полет снаряда , пилот берет штурвал на себя , и нос самолета задирается в небо. В салоне этого не видно (нет окон) , но мы чувствуем как тело вдавливает в матрасы двойная сила тяжести. Это означает , что человек , который на земле весил 80 кг , теперь весит 160 кг. Я совершил большую ошибку , встав во время первой части параболы, - обычно все лежат , но я был в задумчивости и не подумал об этом. Стоять глупо , кровь отливает к ногам , чувствуется слабость. Обычно все лежат или сидят , чтобы кровь не так отливала от головы . Но что еще хуже , я стоял вдали от стенки. Самолет тряхнуло и я крепко ударился , при двойной-то силе тяжести. Очень, очень сильно. Я лежал , когда подошел мой инструктор Борис и проверил все ли в порядке. В этот момент пилот потянул штурвал от себя и наступила невесомость.
В первой параболе мы собирались повторить одно из упражнений из предыдущего полета, оттолкнуться от пола к потолку. Идея заключалась в том , чтобы научить людей пользоваться   ногами. В космосе , чтобы перелететь из одного места к другому нужно оттолкнуться от стенки. Проблема в том , что обычно мы толкаемся ногами , которые привыкли к нашему полному весу и толчок получается очень сильным , а с руками все выходит наоборот. Поэтому в первое время космонавты не расчитывают и врезаются в противоположную стену. Это упражнение я делал в прошлый раз , сейчас было легче и я быстро слетал от пола к потолку и обратно. Тут  требуется привычка , но русские инструкторы дают превосходные советы как лететь устойчиво и как приложить нужную силу в нужном направлении. Все прошло замечательно , и во второй параболе Борис попросил меня выполнить упражение которое он не планировал на сегодня - полет от пола к потолку с разворотом на 180 градусов.
2.jpg (19108 bytes) Надо оттолкнуться от пола ногами, а потом извернуться так , чтобы приземлиться на потолке опять на ноги.  Это довольно просто. Фокус в том , чтобы слегка согнуть колени и тем амортизировать удар. В противном случае отскочишь и зависнешь посередине и не отчего будет оттолкнуться.Это плохо. Во-первых выглядишь глупо , во-вторых, пытаясь доплыть до опоры , обязательно заедешь кому-нибудь тяжелым ботинком по голове . Борису не привыкать , но он попросил меня надеть мягкую обувь. На всякий случай. На третьей параболе мы тренировались в скафандре. Я первый раз делал это в невесомости. Перед параболой мы разложили скафандр на полу. Когда исчез вес , Борис повесил меня посередине салона и удерживал , пока я пытался натянуть скафандр. Главной трудностью было просунуть ноги, штанины постоянно сгибаются. Потребовались 2 параболы , чтобы надеть скафандр : первая для ног , вторая для верхней части тела. В общем , думаю , в невесомости одеваться легче , чем на земле.
5.jpg (16095 bytes) На пятой параболе мы попробовали простейшее упражнение в скафандре - перелететь салон из конца в конец. Тут важны поручни на стенах. Хватаешься за них , нацеливаешься головой в нужном направлении и отталкиваешься ногами. На другой стороне нужно успеть ухватиться за поручни прежде чем врежешься в стену. Потом разворачиваешься и по-новой. В скафандре неудобно , он проектировался только для взлета и посадки , нет свободы движения . Пятая парабола была маленьким бедствием : я врезался в стену , болтался в пространстве как рыба без воды . Или без земли. Борис ненавязчиво советовал попробовать снова. Шестая парабола была получше. Тут главное - внимание. В космосе все происходит медленее. Мне сказали ,что время требуемое для выполнения той же работы в космосе в три раза больше .
Хочешь подключить компьютер , сделать эксперимент ? Прикинь сколько это заняло бы на земле и умножь на 3. Это настоящая трагедия для планирования программы. Просто не знаешь сколько потребуется времени для простейших вещей. На седьмой параболе я работал на веревках , прицепленных в разных местах. Нужно было устойчиво удерживаться и перемещаться , используя только лишь руки. Довольно просто , не считая того , что рядом были 1000 ваттные осветительные лампы. Приходилось быть весьма осторожным , чтобы не обжечься.
Теперь все упражнения выполнены , есть время немного развлечься. Борис кинул меня через весь салон к другому инструктору. Моя задача - лететь прямо. Упс. Меня унесло на крышу и парабола кончилась раньше, чем я успел добраться до пола. Бум. На девятой параболе мы повторили упражнение более успешно.
Но что-то тошнота усилилась. 2 предыдущих полета прошли без неприятностей . Но не в этот раз . Я даже попросил у Бориса пакет, но пока его искали и передавали , мне стало лучше. А если бы это случилось в реальном полете ? Черт , 9 парабол , продержаться бы еще одну. Десятая парабола была главным образом для игр , а потом все легли на матрасы и не вставали до самого Чкаловского. Немного подташнивало , но с кем не бывает.
После обеда была лекция об интерфейсах компьютера МКС, а потом физподготовка. Карен пришла на тренировку (ФИЗО после полетов в невесомости - это что-то) с плохими новостями : мы намеряли какую-то ерунду. Ничего , nada, nichevo. никто из нас не знает почему - я должно быть что-то не так включил в Polar , или была наводка от оборудования самолета , или сам прибор неисправен. Все равно это именно то, чего я не хотел - теперь придется просить найти способ откалибровать прибор. Черт.Попробуем получить данные одновременно с Polar и с русских приборов , если докажем что не будет наводки.
Вечером Денис Ядренцев (он планирует всю программу подготовки) пришел и сказал , что полета в четверг не будет из-за проблем с самолетом. Замечательно. Спасибо , что сказал это ПОСЛЕ окончания безумных виражей.

<<<назад      главная     вперед>>>

Сайт управляется системой uCoz