ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ - Форумы сайта журнала ''НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ''
  
  
  ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ (Страница 5)

  


Эта тема состоит из 22 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22 
К списку тем
Автор Тема:   ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ
A201
Member
отправлено 03-02-2003 23:40            
>11Ф35: ... Мы на "Молнии" этим делом очень серьезно занимались с самого начала и композиции были разработаны и соответствующий инструмент...

Только Вы мне объясните, ка плитку на Молнии собирались клеить в условиях космоса, термоциклирования и индивидуальности плиток? Что их с собой надо возить тоннами? Но это так, к размышлению.

В новостях говорят странные вещи: какая то фигня подлетела и ударила плитку и плитка отвалилась. Вот вопрос: термодатчики должны были показывать захолаживание части левой консоли крыла?

P.S. Как то раз мне довелось отрывать плитку от корпуса нашей птички. Так я чуть не помер, приклеена была мощно. Причем при ударах, плитка скалывалась, но никогда не оголялась поверхность корпуса


HPC
Member
отправлено 03-02-2003 23:48               
А на какую орбиту была запущена "Колумбия", была ли возможность запустить на близкую орбиту "Союз"?

Mimo_shel
Member
отправлено 04-02-2003 00:09               

Sam-y.

А если просто начал плавиться алюминий или даже гореть при такой температуре? Крыло стало бы дальше разрушаться с нарастающей силой. Кстати, например косвенная причина гибели Комарова - прогар теплозащиты в предыдущем испытательном полёте. И при испытании спасательной капсулы Бурана она всё время прогорала.

A201
Member
отправлено 04-02-2003 00:28            
quote:
Изначально отправлено HPC:
А на какую орбиту была запущена "Колумбия", была ли возможность запустить на близкую орбиту "Союз"?

1. Нет Союза
2. Нет места в Союзе
Зачем пускать?

Sam
unregistered
отправлено 04-02-2003 00:38              
При спуске по нормальной траектории температура на крыльях не поднимается выше 1100 градусов (только на кромке немного выше). В этом то и есть главная идея управляемого спуска... Т.е. при нормальных условиях плитку на крылья можно было бы вообще не ставить (только по кромке, где нагрев действительно опасен). Это вызвало бы проблемы с температурной устойчивостью, но это уже другая история. Шаттлы каждый полет теряют кучу плиток и никаких последствий это не вызывает... Тепло с нагревающихся участков успевает уходить. Вот если отвалился бы большой кусок теплоизоляции (типа полкрыла), то начались бы проблемы, так как из-за тепловых расширений поплыла бы конструкция, и то, скорее всего, корабль бы сел нормально, правда после этого, скорее всего в музей бы пошел... А вот изменение аэродинамики (по любой причине, например те же плитки отвалились на большой площади), скорее всего выбьет корабль из коридора спуска, а результат в этом случае всегда один - тот же, что и с Колумбией...

VovaKur
Member
отправлено 04-02-2003 00:47               
По поводу орбиты, действительно интересно, какая орбита была? И ещё интересно, ПН видимо секретная была, а имеются ли данные о её массе, или по стартовой и посадочным массам.

По поводу несерьёзности ремонта плиток, где-то я слышал, сейчас уже не помню где, в первых полётах шатлов при отваливании плиток на этапе выведения, космонавты имели возможность выйти в открытый космос и замазать дырку не то специальной пеной, не то специальным абляционным покрытием, которое позволяло защитить корабль при спуске.

Ещё интересно, а если в данном полёте не было возможности "замазать дырку", что можно было сделать для безопасного спуска людей? Думаю, первым делом надо было выкинуть ПН, А можно ли её "выкинуть" в полёте? Перед спуском постараться перейти на как можно более низкую орбиту где-нибудь 150*160 км (исходно апогей наверное километров на 400 был) далее спускаться по траектории обеспечивающеё минимальные тепловые нагрузки, возможно в ущерб точности приземления, ну а внизу, если есть парашюты, прыгать, если нет, садиться на воду. Что ещё можно придумать?

Mimo_shel
Member
отправлено 04-02-2003 00:59               

Sam-у.

1100 градусов???? Алюминий - 660 температура плавления, ну моооожет для лигированных до 800-900, но он теряет прочность при 300 градусах (даже при 200 большинство сплавов) - сплав упрочняют мезочастицы, разрушающиеся при такой температуре. А при 1100 он будет просто гореть.

Старый
Member
отправлено 04-02-2003 01:04               
Спасибо, ван, теперь кое-что прояснилось.

quote:
Изначально отправлено van:
Пока хронология складывается такая:
8:53 a.m. EST - Колумбия пересекла береговую черту в Калифорнии. Потеря данных от нескольких датчиков температуры в гидравлических линиях левого элевона. Начало необычного роста температуры в районе левой стойки шасси. Наблюдатели в Калифорнии отмечают необычные вспышки и, возможно, отделение мелких деталей.
8:54 a.m. EST - Необычный рост температуры в центральной части фюзеляжа над левым крылом.
8:57 a.m. EST - Колумбия выполняет левый поворот по крену для гашения скорости над New Mexico. Регистрируется повышенное торможение с левой стороны. Потеря данных от нескольких датчиков давления и температуры левой стойки шасси.
8:59 a.m. EST - Нарастает торможение с левой стороны. Автоматика пытается парировать отклонение от курса и развернуть Колумбию вправо. Последний голосовой обмен с экипажем над Техасом. Потеря связи.
9:04 a.m. EST - Наблюдатели в Техасе сообщают о разрушении Колумбии.

Возможно, но причина отклонения, тоже может быть связана с перегревом в районе левой стойки шасси.

"Отделение мелких деталей" было хорошо видно на видеозаписи, которую несколько раз крутили по телевизору. Это на той записи, которая начинается со входа корабля в атмосферу на фоне тёмно-синего неба, вероятно ещё с ночной стороны. Там почти сразу же видно, как с корабля сдувается некая серебристая "пыль" которая вряд ли может быть чем-то иным кроме как плитками теплозащиты. И тут же потянулся дымный след. Но почему их сорвало?
Теперь вот что интересно: с корабля чтото отлетает, его разворачивает влево, а экипаж ничего не замечает и в течение целых шести минут ведёт спокойный радиообмен? Интересно, опубликован полный текст радиообмена, или только последние слова? Опять же интересно: вроде как последние слова с земли были: "мы получили таки данные о давлении в покрышках, но не поняли вашего последнего доклада" (дёрнуло капкома за язык сказать "последнего"!). Вобщем получается, что сигналы с датчиков то пропадали то появлялись, а значения температуры хотя и росли но даже не приближались к опасным значениям.
Вобщем чтото здесь не то. Вероятно следствие чтото пока скрывает. Сегодня о прогаре корпуса уже никто не говорит. Чтото мне подсказывает, что имел место отказ в электропроводке, который привёл к потере управления и изменению положения корабля, в результате чего теплозащиту начало обдирать с ВЕРХНЕЙ стороны. И тут же начался нагрев, но с верхней стороны.

Старый
Member
отправлено 04-02-2003 01:07               
Кчтати, о теракте. А почему бы не замаскировать где-нибудь в отсеке крыла бомбу с барометрическим взрывателем, который срабатывает когда начинает увеличиваться давление окружающей среды, то есть какраз в начале входа в атмосферу? При взрыве повреждаются проводка к датчикам и управлению элевонами...

varban
Junior Member
отправлено 04-02-2003 01:14               
На вопрос, что изменилось в последные несколько лет в термоизоляции подвесного бака и не съекономили ли на пену, Св. Скромни ответил постингом "Да здравствует бюрократическая экология":


Да живей бюрократичната екология! [re: King_Rat]
Автор Cв. Ckpoмни (ентусиаст)
Публикувано 02.02.03 18:38


Старая изоляционная пена Топливного бака была весьма хороша - но было декларативно заявлено, что она недостаточно экологична. И была заменена на новую - "экологическую", несколько лет назад. Новая экопена газит, что означает:
В процессе укладки пены поверх металлической обшивки бака остаются маленькие раковины с газом (все равно какой). Во время взлета давление с внешней стороны пены падает до точки, при котором давление в раковину становится способным вызвать локальное отклеивание пены - и несколько достаточно близкие раковины способны причинить отклеивание значительного куска пены. В данном случае кусок примерно 50 х 20 х 10 см.
Вот такой процесс выхода газов из внутренности структур (в случае - пена) в окружающую атмосферу мы называем газение.

Пена очень легкая, но соударяется с плитками с относительной скоростью что-то около 200 м/с - довольно значительная скорость для задетых плиток.

Сам процесс газения - определяющий основную нагрузку вместе с несколько еще сопоставимыми нагрузками - довольно-таки сложный.
Можно говорить об аэродинамической эррозии, вызвана обтеканием, о тепловых градиентах и пр.

Так что газения пены - старая тема. Но с новой, экологической пеной...
Я несколько дней тому назад выдвинул душманское мнение, что все экофичи пойдут к чертям, если потеряем один челнок...

Когда бумажные души и переписчики бобовых ставят технологические требования...

Оригинал на http://clubs.dir.bg/showthreaded.php?Cat=125&Board=avi&Number=1938900458

hcube2000
unregistered
отправлено 04-02-2003 01:55              
Я всегда говорил, что экологов и прочих 'рационализаторов' надо стрелять при рождении. Экологические требования должен учитывать _конструктор_ при _проектировании_. Попытки же доработок работающей системы... хмм... работает - НЕ ТРОГАЙ - золотое правило инженера!

Что случится с теплозащитой, если плитки будут промяты на 2/3 глубины покрытия на значительном линейном участке?

van
Member
отправлено 04-02-2003 02:12               

[Это сообщение редактировал van (изменено 04-02-2003).]

Sam
unregistered
отправлено 04-02-2003 02:29              
По поводу орбиты - наклонение было 40 гр.
ПН - лаборатория, весом больше 10 тонн. (кстати давно Шаттлы не спускались с такой нагрузкой...).

К Старому. Те кадры, о которых говоришь - это как раз около 9.00(ЕТ). Т.е. к этому времени, он уже сбросил 1.5 км.сек, прошел через пол США, а в Калифорнии (т.е. как раз в 8.53) народ говорит, что видел как от него что-то отвалилось... Кстати, эти кадры начинались немного раньше (сейчас этот кусок почему-то не показывают). Там было четко видно, что от Шаттла отвалился какой-то здоровый кусок (возможно крыло или что-то такого-же размера) и долго (секунды 2-3) они летят вместе, причем тот кусок кувыркается и постепенно отстает. И уже после того, как этот кусок уходит из поля зрения камеры, появляется дымный след...
Кстати с последней пресс-конференции (только что закончилась) - изменения с предыдущими - первое отклонение от нормы - 8.52 - повышение температуры в гидравлике торможения левого колеса. Кроме того сказано, что для выравнивания разворота влево автоматика использовала не только элевоны, но и двигатели (было включение двигателей ориентации на правой стороне на 1.5 сек.). Позиция руководства программы - падение теплоизоляции на старте серьезных последствий вызвать не могло, повышение температуры на датчиках показывает, что происходило, что-то необычное, но это что-то было в пределах нормы и не демонстрирует, что происходило что-то опасное.
Текст радиообмена был опубликован и он есть в интернете (кстати всю посадку репортаж из ЦУПа можно было наблюдать в REAL-TIME в NASA-TV). Переговоров, собственно одна фраза (причем в российских СМИ она приводится неправильно). ЦУП запрашивает борт типа "у нас пропала телеметрия с датчика давления левого колеса, проверте". Хазбанд начинает отвечать "Roger, a(bout...)" и связь обрывается (на а). Никаких следов паники в голосе нет...

van
Member
отправлено 04-02-2003 02:29               
NASA начинает поиски оторвавшихся плиток по всей трассе полета от Невады до Техаса. Это подтверждает версию о возможной массовой потере плиток еще над Калифорнией.

После этого датчики хоть и фиксировали повышение температуры, но температура оставалась в пределах нормы. Затем стали отключаться сами датчики. Причем не все сразу, а по очереди (как будто где-то постепенно подгорала проводка). Если бы были потеряны плитки с кромки крыла, катастрофа развивалась бы гораздо стремительнее. Вероятно, потерянные плитки стояли не на самых нагретых участках. Не исключено, что имевшее место повышение температуры не смогло повредить несущие конструкции (кстати, NASA настаивает, что потеря нескольких плиток не может повлечь отрыв крыла), но оно смогло повредить кабели системы управления. Эти кабели идут вдоль бортов грузового отсека и, вероятно, внутри самого крыла. Что-то подобное случилось в первом полете ракеты Н-1, когда из-за пожара оплавились провода и прошла ложная команда на отключение двигателей.

За отключением температурных датчиков Колумбии мог последовать сбой системы управления и потеря ориентации корабля...

Но почему отлетели плитки?

Старый
Member
отправлено 04-02-2003 03:03               
Sam> По поводу орбиты - наклонение было 40 гр.

Почему такое редкое наклонение? Северная граница Ирака?

Sam> ПН - лаборатория, весом больше 10 тонн.

А что там за лаборатория? Спэйсхэб, чтоли? А какова вообще заявленная задача полёта?

Sam> К Старому. Те кадры, о которых говоришь - это как раз около 9.00(ЕТ). Т.е. к этому времени, он уже сбросил 1.5 км.сек, прошел через пол США, а в Калифорнии (т.е. как раз в 8.53) народ говорит, что видел как от него что-то отвалилось... Кстати, эти кадры начинались немного раньше (сейчас этот кусок почему-то не показывают). Там было четко видно, что от Шаттла отвалился какой-то здоровый кусок (возможно крыло или что-то такого-же размера) и долго (секунды 2-3) они летят вместе, причем тот кусок кувыркается и постепенно отстает. И уже после того, как этот кусок уходит из поля зрения камеры, появляется дымный след...

Нет. На кадрах, котрые повторяли несколько раз, показано, как корабль подходит на фоне тёмного неба постепенно переходя на светлое. Во сколько там рассвет? Во Флориде было уже почти девять, значит это гдето над западным побережьем. Он подходит в виде не очень яркой звёздочки, потом её яркость увеличивается, появляется вокруг свечение и быстро исчезающий хвост, очевидно светится ионизированный воздух. И тут с него облетает быстро отставая серебристая "пыль". И тут пошёл этот белый след, и потом уже отлетает этот фрагмент. И потом корабль довольно долго летит прямо, потом происходит первый взрыв который виден по возмущению дымного следа, потом второй и он начинает разваливаться. Облетание "пыли" происходило ещё на фоне тёмного неба и до этого не было дыма. Наверняка это и было обдирание плиток над Калифорнией.

Sam> 8.52 - повышение температуры в гидравлике торможения левого колеса.

Вот это мне и не даёт покоя: почему в гидравлике? Почему грелась не обшивка, а гидравлика? Раньше уже говорилось о повышении температуры жидкости в целом в гидросистеме левого крыла. А ведь гидравлика управляет элевоном. Чтото тут не то, чую тут собака зарыта.

Sam> Позиция руководства программы - падение теплоизоляции на старте серьезных последствий вызвать не могло

Я тоже так думаю. Ну никак не могла теплозащита прогореть.

Sam> повышение температуры на датчиках показывает, что происходило, что-то необычное, но это что-то было в пределах нормы и не демонстрирует, что происходило что-то опасное.

Датчики вероятно установлены по всему крылу, они бы зафиксировали нагрев обшивки. К тому же, если не ошибаюсь, там имеется жидкостная система термостатирования. Кстати, нет ли ошибки в переводе, может это теплоноситель грелся?

Sam> Текст радиообмена был опубликован и он есть в интернете

А адрес имеется?

Sam> Переговоров, собственно одна фраза

И всё??? Всё остальное время он молчал??

Sam> и связь обрывается (на а). Никаких следов паники в голосе нет...

А кстати, в нормальном режиме она должна обрываться? Из-за ионизации например?


Эта тема состоит из 22 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22 

Вернуться к списку тем

К списку тем
 

Сайт управляется системой uCoz