ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ - Форумы сайта журнала ''НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ''
  
  
  ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ (Страница 2)

  


Эта тема состоит из 22 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22 
К списку тем
Автор Тема:   ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ
hcube2000
unregistered
отправлено 01-02-2003 23:29              
Может, произошло глобальное КЗ бортовой сети? Настолько глобальное, что вся электроника накрылась? Шаттл все-таки, не спортивный самолет, и даже не Миг-29, все управление у него проходит через комп...

Андрей Суворов
unregistered
отправлено 01-02-2003 23:40              
Интересно, почему никто не предположил прогар иллюминатора? Для этого достаточно отклонения от оптимального угла атаки всего на три градуса...

Sam
unregistered
отправлено 01-02-2003 23:43              
Толбко что на пресс - конференции руководитель полетов сказал, что последняя информация по телеметрии - рост температуры на левом крыле и потеря давления в пневматике левого крыла. Так, что все-таки похоже прогар...

Saturn5
Junior Member
отправлено 01-02-2003 23:44            
А могло у него крыло отвалиться, просто от старости?

А теплозащиту с земли телескопом сейчас перед посадкой осматривают? Вроде раньше (давным-давно, лет 20 назад) это делали?

>>Sam

А там не говорилось в какой момент поступила эта телеметрия - при торможении радиосвязь невозможна вроде ??? - т.е. температура начала расти уже в самом начале торможения, до прекращения радиосвязи?

А откуда вообще взялись "взрывы"? При такой скорости любой разрушение выглядит как "взрыв"...

И снова: на какой скорости всё это произошло не говорят?
После торможения, иди во время?

[Это сообщение редактировал Saturn5 (изменено 02-02-2003).]

A201
Member
отправлено 02-02-2003 00:20            
Глобальное КЗ - из области фантастики.
Прогар иллюминатора три отклонении на 3 градуса - технически неграмотно.
С Земли телескопом рассмотреть плитку размером даже 1000х1000 невозможно.

А рост температуры на датчиках и падение давления еще не о чем не говорит. Мы с вами не знаем статистики работы датчиков. Можно только предполагать...

Да и термин "взрыв" использовать не совсем корректно... До официального заключения.

[Это сообщение редактировал A201 (изменено 02-02-2003).]

Sam
unregistered
отправлено 02-02-2003 00:49              
To: Saturn5
Последние данные - в 8.53 начались проблемы с датчиками на левом крыле, после чего информация с них перестала поступать. Приблизительно в 9.00, во время разговора с экипажем связь оборвалась, одновременно перестала поступать телеметрия. Колумбия в этот момент гла с креном в 57 гр. на левый бок (в соответствии с программой полета), на высоте 63км. и скорости - 18М. Связь во время посадки у Шаттла есть, хотя, бывало, что прерывается... Про переговоры, на пресс-конференции народ от ответов уползает, но здесь прокрутили запись этих переговоров (которую корреспонденты где-то сперли...). Последние слова - запрос с земли типа: "По нащим данным пропало давление в левом шасси, проверте...". "Колумбия" начинает отвечать (совершенно спокойным голосом) и, на полуслове связь обрывается...
А взрывы - естественно не говорю, что это взрыв как таковой - скорее всего, это последствия разгерметизаций...

Valery B
Member
отправлено 02-02-2003 18:20               
Полагаю, скоро мы узнаем имя человека не отдавшего приказ на аварийное прекращение запуска и отделение ОС после того как ему доложили о падении фрагмента теплоизоляции на крыло.

А кто-нибудь здесь знает примерный регламент запуска пилотируемого Союза. Имеет ли оператор САС право нажать на кнопку, если видит, что что-то с обтекателя падает на боковушки первой ступенин, например?

Старый
Member
отправлено 02-02-2003 19:27               
Джентльмены! Извиняюсь, что не появился раньше, почемуто не открывался форум.
При первом же взгляде на видеозапись создалось впечатление которое не покидает до сих пор: корабль вошёл в атмосферу КУВЫРКАЯСЬ. Почти сразу же после начала свечения видно, как от него полетело облако мелких обломков. Не покидает ощущение что это были плитки с ВЕРХНЕЙ поверхности, видимо их сорвало когда корабль перевернулся. Потом повалил этот дым, который называют "инверсионным следом". Это дым от ГОРЯЩЕГО АЛЮМИНИЯ, точнее порошкообразная окись алюминия. И от него же яркий свет. Это уже горела обшивка и силовая конструкция. Потом произошла пара взрывов, вероятно когда пламя дошло до топлива или баков для топливных элементов. После второго взрыва корабль развалился. Скорость при этом была ещё столь высока, что обломки продолжали ярко гореть оставляя шлейф дыма.
Для меня нет сомнений (по крайней мере на основе имеющихся данных), что непосредственной причиной катастрофы послужила неправильная ориентация корабля, скорее всего вообще потеря управления.

Старый
Member
отправлено 02-02-2003 19:30               
Почему все слышали грохот? Грохот был порождён мощной турбулентностью, когда корабль а затем обломки кувыркаясь на высокой сверхзвуковой скорости двигались в атмосфере.

Старый
Member
отправлено 02-02-2003 19:39               
Почему потеряна ориенетация? Можно предположить, что та же причина, которая привела к потере связи с датчиками, привела и к потере управления рулевой машиной левого элевона. Лишившись управления машина могла отклонить элевон на недопустимый угол и это закрутило корабль. Но это лишь одна из версий.
Вероятным также представляется предположение, что произошёл полный отказ системы управления связаный с нарушением электроснабжения, глюком компьютеров или чтото в этом духе.
Возможно ещё чтото, но имхо подсказывает: так или иначе это потеря управления.
Кстати, ручного управления на Шаттле нет. В том, что называется "ручным управлением" сигнал с ручки управления передаётся на компьютер. Космонавт лишь указывает компьютеру куда лететь. Если все компьютеры отказывают, то катастрофа неизбежна, экипаж будет бессилен что-либо сделать.

Старый
Member
отправлено 02-02-2003 19:45               
По поводу аварийного прекращения. То, что от бака отвалился пенопласт увидели только на просмотре видеозаписи. Если бы даже это увидели сразу, то вряд ли можно решиться прерывать полёт на ранней стадии. Шансы на успешное возвращение в этом случае крайне малы и лекарство может тпросто оказаться хуже болезни.
Только что показали фрагмент видеозаписи старта. В полёте чтото попало в струю левого ССМЕ и ярко вспыхнуло. Вылетело из-под левого крыла. Пенопласт продолжал отлетать?
Кстати, кто нибудь знает: во время капремонта в 99-м году теплозащиту переклеивали?

Valery B
Member
отправлено 02-02-2003 23:53               
Но ведь это уже было в 1986 году: пламя из сочленения левого РТТД вырвалось за 4 секунды до взрыва. И при правильном регламенте контроля безопасностью запуска можно было (хотя бы) попытаться отделить орбитальную ступень. Если такой (такие) операторы аварийного отделения существуют.

В случае с Колумбией разрушение плиток не представляло угрозы на этапе выведения и поэтому отделять корабль можно было на любом предусмотренном для этого этапе выведения, например, после отделения ускорителей. Понятно, существует нижний предел скорости (высоты), начиная с которого можно расчитывать на успешное возвращение отделившегося корабля.

Кстати, кто нибудь знает, сколько времени занимает аварийное отделение шаттла от ВТБ?

К тому же, если бы видеозапись внимательно просмотрели даже через неделю после запуска, то заподозрив разрушение плиток, можно было организовать бы выход из корабля на орбите для осмотра теплозащитного покрытия. В случае обнаружения повреждений что нибудь бы , наверное придумали, например изменили бы программу входа в атмосферу.

varban
Junior Member
отправлено 03-02-2003 00:55               
От довольно известной в узких кругах ( http://clubs.dir.bg/postlist.php?Cat=125&Board=avi ) личностью - Св. Скромни ( http://skromni.virtualave.net/ )


Отрывок из старого письма, писал Скромно Ваш:

..."Нынешный полет ОВ-102, КПС-107 (стерто). Ну и проблемы! То, что было по КПС-114 (из суеверия полетный контроль перенумеровали полет латынским CXIII), было пикником по сравнению с КПС-107!

Перед турпоездкой пришлось анализировать, может ли челнок летать с одной заклиненной флапой [флапейрон, конечно; прим. пер.]. Для этого пришлось менять программу, используемую для анализа аэродинамического управления - потому что программа была задумана работать непременно с флапой - и чтобы оберегала элевонов от отклонении за определенным режимом - чтобы не получилось оплавление изоляционных плиток элевонов... Удалось-таки, и даже обучил молодого коллега, "ученик", как ею [программой] крутить-вертеть (учил его замещать меня - когда отказался ехать в Техас). Закончил и свои анализы и представил их. Закончил ровно в пятницу, как раз перед воскресением, когда должны были поплыть на корабле (13 дек. 2002; прим.авт.)

После 2 января я должен был сделать пред-полетный анализ. И оказалось, что те же проблемы (с двигуном [привод, надо думать ; прим. пер.]), которые можем иметь с флапейроном - тот же двигун и для рулей, и для воздушного тормоза! Типа дайте посмотрим, может ли челнок лететь с заклиненным рулем и тормозами! И это - до последнего момента, перед запуском. Только-только КПС-107 взлетел, и бам-с - кусок изоляции Внешнего бака оторвался и врезался за ведущей кромки крыла. Туча обломков! Надежда - что обломки - это раздробленная из-за столкновения пена [полиуретановая, надо думать; прим. пер.]! А теперь всякие дяди при помощью разных спецштуковин смотрят откуда-то как дела с задетыми изоляционными плитками... И ожидаем возможные аномалии при схода с орбиты, из-за нарушенной аэродинамикой и оттуда - тепловой режим... Эх, сел бы КПС-107, прям камень с сердца!"...


Задетые изоляционным обрывком плитки - перед левой стойки шасси крышку [чеканная фраза, оставил без изменения; прим. пер.], к ведущей кромки крыла. Аэродинамические усложнения возникли бы еще во время транзиции [переход; прим. пер.] от слоистого [ламинарное; прим. пер.] к завихренному [турбулентное; прим. пер.] обтеканию, которая [транзиция] будет подтолкнутой ранее обычного (из-за шероховатости поврежденных плиток) и которая будет асимметричной. Нарушенное обтекание, однако, идет мимо ведущей кромки, и находится в сильном положительном давления градиент [sic!] - следовательно асимметрия не будет осязаемой. Номинальная транзиция для ОВ-102 - около Мак 12, ранная транзиция - Мак 15, почти невероятно в районе Мак 18. Транзиция типично благоприятствуется изменением крена.

В данном случае потери тепловых данных [о температуре] - точно в левом крыле, около левой стойки шасси. Потеря данных, без отчета изменения в уровне температуры, подсказывает мне расплавление проводов между тепловым чувствителем [датчик температуры; прим. пер.] и цифрующее устройство*. Разрушение структуры началось около Мак 18, чересчур рано для такой транзиции...Но точно во время изменения крена - что является "спуском" для такой транзиции...

По-моему, повреждение плиток было так глубоко, что тепловой прорыв ослабил структуру [несущую конструкцию; прим. пер.], вследствии чего даже в [режиме] слоистого [ламинарного] обтекания сочетание тепловых и аэродинамических нагрузок вырвало левое крыло.

Вопрос: дяденьки, которые смотрели в (используемых для шпионажа) штуковин... То ли они не захотели смотреть - типа чтобы не стало понятно, как сильно они видят и как весь мир им прям прозрачен - или не увидели - или что-то еще... Или не смогли увидеть - потому что реальность - это не фильм с дяденьками, видящими все в "По света и у нас"** на экранах в замедленном и ускоренном темпе вперед и назад... Если было известно, что повреждения теплозащитных плиток настолько глубокие, челнок бы использовал иной режим входа в атмосферу, с улучшеной вероятностью выживания. В данном случае КПС-107 входил на номинальном режиме.

Будет расследование. Посмотрим. Данные, которые я привел, уже были опубликованы. Поэтому я смею писать о них. Дальше... Беру под козырок и закрываю рот.

Привет! И прости их Господ!

ПС переводчика: Я перевел сначала на гладко-прилизанном русском языке, а потом прошелся и привел перевод примерно в таком виде, в каком и болгарский язык Св. Скромного. Неча письмо портить


-----------
* учитесь - вместо несения "дигитальной чуши" Св. Скромни термин придумал!
** "По света и у нас" - традиционное название центральной информационной программы болгарского телевидения.

Перевод мой, оригинал на http://clubs.dir.bg/showthreaded.php?Cat=125&Board=avi&Number=1938897794

Старый
Member
отправлено 03-02-2003 07:56               
Говорят, с помощью манипулятора осматривали нижнюю сторону крыла. Ничего не заметили. Кто знает: это правда?
И слишком уж рано начались проблемы. К моменту больших тепловых нагрузок он уже полыхал как факел. Вряд ли, вряд ли отвалилась/прогорела теплозащита...

Старый
Member
отправлено 03-02-2003 08:02               
Только что передали по телевизору: официальное заявление НАСА: причиной катастрофы послужило повышение температуры на левом крыле, после чего корабль накренился и связь с ним оборвалась.


Эта тема состоит из 22 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22 

Вернуться к списку тем

К списку тем
 

Сайт управляется системой uCoz