ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ - Форумы сайта журнала ''НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ''
  
  
  ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ (Страница 18)

  


Эта тема состоит из 22 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22 
К списку тем
Автор Тема:   ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ
Mimo_shel
Member
отправлено 23-03-2003 13:24               

Вот, кстати, к вопросу "Что делать", чисто теоретически, разумеется этого никто не сделает.

Переделать корпус Шаттла невозможно практически - это надо сделать новый корабль.
А вот что можно, хотя это тоже достаточно глубокое изменение. Сделать Внешний металлический экран из жаропрочного сплава. Разумеется покрыть некоторым слоем чёрного вещества для нормальной теплоотдачи. Это решит все проблемы с непрочностью плиток и т. п.

van
Member
отправлено 23-03-2003 16:50               
Вот хорошая схема левого крыла

Старый
Member
отправлено 23-03-2003 22:27               
Угу. Что интересно - кабельная трасса проходит по НАРУЖНОЙ поверхности отсека шасси.

Mimo_shel
Member
отправлено 23-03-2003 23:28               

Ну что я вам говорил, Старый, в самом начале? По-моему сейчас достаточно очевидно что было - потеря части теплозащиты и прогар крыла.

Старый
Member
отправлено 24-03-2003 07:00               
А я что, разве говорил, что пламя в отсеке шасси? Я ж всегда говорил, что в этом случае в пневматиках поднялось бы давление и это было бы замечено.

Sam
unregistered
отправлено 24-03-2003 19:24              
и снимок левого крыла на орбите (STS-107):

Еще раз по поводу этого снимка - вопрос к тем, кто подобное видел лично, почему элевоны находятся не в нейтральном положении?

Насколько это нормально, влияет ли как-нибудь открытый космос на конструкцию крыла в данном случае (нагрев и все такое...) и как физически они могли быть в космосе отклонены (ведь кто-то или что-то должно было выдать команду на отклонение)...

Старый
Member
отправлено 24-03-2003 22:02               
Интересный вопрос... Выдать команду - это ещё полбеды. Ктото должен был эту команду исполнить. Элевоны отклоняются гидроприводами, к которым рабочая жидкость подаётся турбонасосами, турбины которых работают на продуктах разложения гидразина. Перед посадкой эту муть специально проверяют.
Интересно, при выведении эти насосы работают? Наверно работают, иначе чем же отклоняют двигатели? Такие же турбонасосные станции стоят и на ТТУ, ими отклоняется сопло.

muxel
unregistered
отправлено 24-03-2003 23:12              
quote:
Изначально отправлено Старый:

Интересно, при выведении эти насосы работают? Наверно работают, иначе чем же отклоняют двигатели?


На "Буране" ВСУ работают при старте для того что бы в аварийной ситуации при выведении было давление в гидросистеме. На Шаттле думаю точно также.

V.B.
unregistered
отправлено 30-03-2003 16:11              
Прочитал сегодня, что пишет по этому поводу "НК" №3. Оказывается, в октябре 2002 г. в полете STS-112 из той же области бака тоже отваливался кусок, только поменьше. Казалось бы, теперь баку должны были уделять особое внимание. Однако: "непосредственно в ходе запуска STS-107 операторы не увидели ничего необычного". И лишь на следующий день "при детальном просмотре пленок был замечен светлый объект", ну и т.д.

Смешно. Пусть даже действительно во время запуска ничего не заметили, почему же пленки стали изучать лишь на следующий день? Запуск-то был в 10:39 утра.

Далее, о выводах, к которым пришли эксперты к 28 января. "В худшем случае, заключили эксперты, под действием нагрева в атмосфере возможны локальные повреждения конструкции крыла (!), но до прогара не дойдет, и это не помешает "Колумбии" выполнить посадку."

Интересно, как они себе представляли возможные локальные повреждения конструкции крыла, которые не мешают посадке? И при которых, к тому же, не нарушается целостность обшивки?

Наконец, о брифинге Кейна 31 января, когда он сообщил, что они решили не менять тип посадочной траектории. По мнению И.Лисова, это доказывает, что они "действительно не считали аварию реальной. Как ни малы возможности сделать режим торможения в атмосфере более мягким, ими бы обязательно воспользовались, если бы угроза считалась серьезной."

А я думаю, наоборот, это доказывет, что угроза считалась настолько серьезной, что никаким изменением траектории ее устранить было невозможно. именно потому что возможности уменьшить тепловые нагрузки таким способом малы.

Да, и еще одно. О выводах экспертов был проинформирован командир экипажа Хазбанд. В том числе, надо полагать, и о "возможных локальных повреждениях конструкции крыла" при спуске в атмосфере. Думаю, это дает исчерпывающий ответ на вопрос Старого: почему они молчали, когда в течение нескольких минут с левым крылом происходили разные интересные вещи.

МУР
Member
отправлено 02-04-2003 18:30               
.
США-ШАТТЛ-АВАРИЯ-РАССЛЕДОВАНИЕ

Комиссия НАСА продвинулась в расследовании причин аварии
"Колумбии"

Москва. 2 апреля. - Комиссия по расследованию причин аварии шаттла "Колумбия" выполнила углубленный анализ аэродинамических характеристик орбитального корабля на этапе
спуска.
"Комплекс данных показывает, что в точке соприкосновения с
атмосферой корабль уже имел некоторые повреждения. Получены также
доказательства того, что за несколько минут до потери связи
происходил прорыв газа внутрь левого крыла космического корабля",
- говорится в сообщении Европейского космического агентства
(ЕКА). Такие данные, отмечается в документе, привел руководитель
группы NASA по "Колумбии" в докладе международным партнерам.
Как отмечается в документе, в процессе расследования было
собрано свыше 40 тыс. фунтов (более 18 тыс. килограммов) обломков
корабля, что составляет примерно 20 процентов от общей массы
"Колумбии".
Пока ничего не удалось обнаружить в районах к западу от
штата Техас, хотя на имеющихся видеоматериалах зафиксировано
падение обломков корабля на территории штата Калифорния, поиски в
этом районе не прекращаются.
В документе говорится, что среди важнейших находок
последнего времени - устройство регистрации экспериментальных
данных орбитального корабля. В настоящее время магнитофон
находится в космическом центре имени Кеннеди, где специалисты
анализируют содержание записей.
Получены убедительные доказательства того, что в ходе
второго дня полета от "Колумбии" отделился элемент размером
приблизительно 30х15 сантиметров, который трое суток спустя вошел
в плотные слои атмосферы. Эти сведения получены путем анализа
данных регистрации радиолокационной обстановки.
Кроме того, получено свидетельство гораздо более серьезных
разрушений, которые имели место за две-три минуты до потери связи
корабля с землей. "В этот период произошел завал "Колумбии" в
направлении против часовой стрелки с уводом влево", - отмечают
специалисты.
В качестве одного из существенных факторов, приведших к
аварии, специалисты продолжают рассматривать кусок пенной
изоляции внешнего топливного бака, оторвавшегося на старте и
ударившего в левое крыло.
"Сейчас рассматривается возможность проведения в будущих
полетах шаттла осмотра и ремонта внешних поверхностей корабля
непосредственно на орбите", - говорится в сообщении.

Старый
Member
отправлено 02-04-2003 18:41               
quote:
Изначально отправлено PavelM:
и снимок левого крыла на орбите (STS-107):

видны какие-то пятна или потеки


В НК№3-2003 стр4 напечатана фотография Колумбии до старта. Видно что эти "потеки" были ещё до старта. Наверно остались с прошлого раза.

Дух Бетельгейзе
unregistered
отправлено 24-04-2003 06:24              
После катастрофы "шаттла" Columbia, случившейся 1 февраля 2003 г., было выдвинуто 10 версий произошедших событий, из которых сейчас специалистами NASA активно разрабатывается только две. И основной из них считается та, где изначальной причиной катастрофы является повреждение во время старта левого крыла "шаттла" в районе передней композитной панели N 8. Эта версия в виде довольно подробного сценария развития событий и была на днях озвучена представителем NASA.

Последовательность событий в нем совпадает с данными телеметрической информации, передававшейся с борта "шаттла", и с данными бортового самописца OEX, найденного на территории Техаса после катастрофы. Этот сценарий объясняет и странные перерывы в связи с "шаттлом" и вспышки, сопровождавшие спуск "шаттла".

Как оказалось, повреждению крыла "шаттла" куском теплоизоляционной пены на 82 секунде полета есть документальное подтверждение. Именно в это время бортовой самописец OEX зафиксировал небольшой рост температуры на термопаре V07T9895, расположенной за композитной панелью N 9 на левом крыле "шаттла". Этот же самописец во время входа "шаттла" в атмосферу зафиксировал резкое увеличение температуры на нижней стороне композитной панели N 8. Таких панелей на передней кромке каждого крыла "шаттла" имеется 22 штуки. При входе в плотные слои атмосферы они должны выдерживать температуру в 3000 градусов С и сопровождающие спуск аэродинамические нагрузки.

Специалисты, исследовавшие найденные обломки левого крыла, также подтвердили, что первоначальное повреждение находилось в районе 8 и 9 панели.

По мнению комиссии по расследованию катастрофы "шаттла", возможно произошло разрушение Т-образного уплотнителя между 8 и 9 панелями, из-за которого в крыле образовалась щель шириной как минимум 2,5 см, через которую крыло устремился раскаленный газ. Что именно вызвало разрушение уплотнения, пока точно не выяснено, но большинство специалистов склоняются к тому, что виноват в этом удар куска теплоизолирующей пены, упавшей на левое крыло с топливного бака через 82 секунды после взлета "шаттла", когда скорость последнего составляла около 720 км/ч.

Через день после запуска Columbia военные радары зафиксировали какой-то предмет, медленно удалявшийся от "шаттла". Что это был за предмет, пока точно не выяснено, но эти исследования сейчас ведутся на базе ВВС США Wright Patterson. Их цель - определить, был ли этот предмет Т-образным уплотнителем, куском композитной панели или чем-то еще.

1 февраля в 8:48:39 утра по восточному времени через 270 секунд после начала спуска "шаттла" с орбиты датчик деформаций V12G9921, расположенный на передней кромке крыла рядом с композитной панелью N 9 зафиксировал первый аномальный рост давления. Из-за повреждения одной из панелей крыла резко усилилась нагрузка на его лонжерон. 20 секунд спустя раскаленный воздух, проникнувший в полость панели 8, вызвал рост температуры, который впервые был зарегистрирован датчиком V09T9910, расположенным между 9-й и 10-й панелями. Практически одновременно произошло повреждение изоляции передней кромки лонжерона и началось разрушение всей его конструкции.

Еще через минуту произошел первый кратковременный обрыв связи с "шаттлом". Теперь специалисты считают, что все эти прерывания связи происходили из-за выделения расплавленного металла лонжерона крыла в окружающий "шаттл" горячий воздух. Этот эффект аналогичен тому, который бывает при разбрасывании военными самолетами противорадиолокационных отражателей для обмана вражеских ракет.

Еще через 20 секунд термопара на нижней поверхности левого крыла рядом с 9-й панелью зафиксировала нештатный рост температуры. Расположенный внутри лонжерона левого крыла датчик V09T9895 также начал показывать повышенную температуру. Это говорит о том, что раскаленный воздух сначала проник в полость за композитными панелями, а потом уже в полость самого крыла.

Через 7 минут 56 секунд после начала спуска телеметрия зафиксировала, что нос "шаттла" начал поворачиваться влево от курса, что объясняется разрушением левого крыла. Еще через 4 секунды факел раскаленного воздуха прорвался из полости за композитной панелью в полость крыла и прорвался в отсек для левого колеса шасси. После чего огонь начал распространяться по кабелям, и в течение 30 секунд постепенно прекратилось поступление информации с датчиков левого крыла.

На 10 минуте спуска бортовой самописец OEX зафиксировал аномальный нагрев левого борта фюзеляжа, который произошел из-за изменения воздушных потоков при разрушении левого крыла. Отклонение "шаттла" влево от курса продолжало увеличиваться.

Примерно в это время наблюдатели с земли заметили отделение от "шаттла" первых обломков, а еще через 35 секунд "шаттл" стал крениться в другую сторону (опять же по показаниям бортового самописца).

И только в это время, то есть через 10 минут и 15 секунд после начала спуска в наземном ЦУПе в Хьюстоне заметили неладное: один из сотрудников сообщил руководителю полета Лерою Кейну (Leroy Cain) о потере четырех датчиков температуры с левого борта "шаттла". Еще через 9 секунд наблюдавшие за спуском "шаттла" заметили яркую вспышку, которая, как предполагается, стала результатом включения маневровых двигателей и взаимодействием продуктов горения с обломками "шаттла".

А еще через 4 минуты 25 секунд в ЦУПе услышали слова командира "шаттла" Рика Хазбенда "And, uh, Hou(ston)...". Связь оборвалась, и через 30 секунд пропали показания всех датчиков температуры и давления "шаттла". Астронавт Чарльз Хобау (Charles Hobaugh) сообщил об этом на "шаттл" из ЦУПа. В 8:59:32 Хазбенд ответил "Roger, uh, buh...", и это были его последние слова, связь снова оборвалась. Менее чем через минуту - в 9:00:21 - произошел взрыв "шаттла".

текст: Е. Волынкина

(по материалам NASA)

streamflow
Member
отправлено 24-04-2003 07:07               
"Колумбия" честно боролась до конца...

Старый
Member
отправлено 24-04-2003 07:43               
А, блин! И действительно первые вспышки могли быть срабатыванием двигателей, пытавшихся удержать корабль.

igor_suslov
Member
отправлено 24-04-2003 07:49               
Старый: действительно первые вспышки могли быть срабатыванием двигателей, пытавшихся удержать корабль.

А в нормальном режиме "Entry Interface" эти вспышки видны?


Дух Бетельгейзе: ...через 82 секунды после взлета "шаттла", когда скорость последнего составляла около 720 км/ч.

На 82 секунде скорость системы Space Shuttle колеблется, в зависимости от конкретной целевой орбиты, от 590 до 650 м/с в стартовой системе координат, но никак не 720 КМ В ЧАС.

[Это сообщение редактировал igor_suslov (изменено 24-04-2003).]


Эта тема состоит из 22 страниц:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22 

Вернуться к списку тем

К списку тем
 

Сайт управляется системой uCoz